Главная Новости На какой проект в Туркменистане берут буровую установку Satti
02 декабря 2024, 14:30 166

На какой проект в Туркменистане берут буровую установку Satti

На какой проект в Туркменистане берут буровую установку Satti

Казахстанская самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) Satti в декабре приступит к бурению разведочной скважины в туркменском секторе Каспийского моря.

В августе этого года компания KMG Drilling and Services, владеющая буровой установкой, подписала контракт с оператором проекта – Dragon Oil Turkmenistan Ltd. Дочернее предприятие национальной компании «КазМунайГаз» уже открыло офис в Ашхабаде, чтобы оперативно и эффективно осуществлять свою деятельность.

KMG Drilling & Services (KMG DS) создана в 2008 году. Предполагается, что она пробурит 2 или 3 скважины на морском блоке 19, расположенном рядом с участком Челекен, разрабатываемым Dragon Oil. Глубина бурения может составить от 2500 м и выше. Satti приспособлена для бурения скважин глубиной до 6000 метров ниже дна моря. При этом она может работать на территориях, где глубина воды от 6 до 80 м.

Куда плывет удача

Dragon Oil Turkmenistan Ltd – дочерняя компания Dragon Oil из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), которая в свою очередь полностью принадлежит государственной Emirates National Oil Company (ENOC).

Проект реализуется на протяжении более 30 лет. В 1993 году его начало совместное предприятие «Челекен». В 1999 году между Dragon Oil и правительством Туркменистана было заключено соглашение о разделе продукции (СРП), рассчитанное на 2000-2025 годы, с правом последующего продления еще на 10 лет.

Инвестору была предоставлена контрактная территория Челекен площадью 1026 кв. км, где расположены ряд нефтегазовых месторождений, в том числе такие, как Джейтун и Джигалыбек. Их разработка велась еще в советское время, и они тогда назывались Лам и Жданов. Хотя есть сведения, что в этом районе нефть добывали на протяжении сотен лет, а ее коммерческое производство наладили уже братья Нобель в начале XX века. Сейчас разведанные запасы блока оцениваются в 85 млн тонн нефти и 62 млрд куб. м газа, а добыча ведется с продуктивных горизонтов, расположенных на глубине до 2500 м.

Dragon Oil – это бывшая Oliver Prospecting & Mining Co. Limited, основанная в 1971 году в Ирландии неким доктором Оливером Коннором Уолдроном. Она изменила свое название на новое в 1993 году, когда пришла работать в Туркменистан.

ENOC вошла в предприятие в 1999 году, купив контрольный пакет акций предприятия. Оставшиеся 46% эмиратская компания приобрела в 2015 году за 3,7 млрд фунтов стерлингов, окончательно оформив полный контроль над Dragon Oil.

Летом 2022 года СРП было пролонгировано до 2035 года. За прошедший период в проект инвестировано $8,1 млрд. Были пробурены новые скважины, и создана соответствующая производственная инфраструктура. За это время в общей сложности было добыто 437 млн баррелей сырой нефти. С 2018 года добыча нефти на месторождениях поддерживается за счет закачки воды, а в последнее время и закачки газа.

Чтобы продлить концессию Dragon Oil пришлось заплатить еще $1 млрд, из которых $500 млн выплачены сразу, а оставшиеся $500 млн пойдут частями в течение следующих 13 лет, и их направят в том числе на реализацию различных социальных проектов.

В течение оставшегося срока контракта инвестор должен вложить в предприятие еще около $8 млрд, доведя уровень добычи до 60-70 тыс. баррелей в сутки или совокупно до 350 млн баррелей к 2035 году.

Потенциальный участок, где планируется геологоразведочная работы и дальнейшая добыча нефти, расположен примерно в 10-40 км от побережья полуострова Челекен и на глубине воды от 10 до 30 м. По сведениям специалистов, Челекен является продолжением Апшеронского хребта, который является богатым углеводородами пластом, простирающимся от Апшеронского полуострова в Азербайджане до полуострова Челекен в Туркменистане. Хребет разделяет Южно-Каспийский от Средне-Каспийского бассейна.

Во время подписания контракта генеральный директор Dragon Oil Али Аль Джарван заявил, что компания, которая помимо Туркменистана, работает еще в Египте и Ираке, намерена увеличить общую производственную мощность до 300 тыс. баррелей в сутки к 2026 году по сравнению с примерно 160 тыс. баррелей в настоящее время.

В 2023 году она добывала в Туркменистане 60 тыс. баррелей в сутки, в Египте – 55 тыс., в Ираке – 65 тыс.

Предприятие имеет активы также в Алжире и Афганистане.

В декабре 2023 г. Dragon Oil открыла свой новый офис в Ашхабаде. В Туркменистане на нее работают более 2000 сотрудников.

В начале этого года стало известно, что государственный концерн «Туркменнебит» и Dragon Oil Turkmenistan Ltd подписали Меморандум о взаимопонимании, согласно которому эмиратская компания начнет разработку трех перспективных месторождений рядом с Челекеном. Ранее специалисты компании провели сейсморазведку на этих участках за $35 млн. Анализ показал, что блок 19 обладает большим потенциалом.

В прошлом году в Туркменистане было добыто 80,6 млрд куб. м природного газа и 8,3 млн тонн нефти.

Была в Азербайджане

Satti – первая и единственная самоподъемная плавучая буровая установка, построенная в Казахстане и предназначенная для глубоководного бурения. Ее строительство в 2012 году заказала KMG DS. Собирали установку в Мангистауской области на верфях компаний Keppel Kazakhstan в Актау и Ersai Caspian Contractor в поселке Курык. Первая – это совместное предприятие с участием сингапурской инженерно-проектной компанией Keppel и казахстанской «КазСтройСервис», вторая – итальянской Saipem и зарегистрированной в Англии Lancaster Group.

Строительство СПБУ закончилось в 2015 году. Далее она прошла испытания и в 2017 году была готова к эксплуатации. Установка обошлась заказчику в $242 млн. Тогда было заявлено, что она будет работать на глубинах от 5 до 80 м с расчетной глубиной бурения на 6 000 м ниже уровня морского дна. Общий вес конструкции – 10 800 тонн.

Специалисты отмечают, что геологоразведка в Каспийском море требует применения достаточно сложных технологий бурения, является дорогостоящей и сопряжена с высоким уровнем риска. В 2000-х и начале 2010-х годов здесь был дефицит буровых установок для проведения работ на мелководье. По некоторым данным, из-за отсутствия подходящей установки консорциум компаний «Лукойл» и Repsol вынужден был отказаться от блока Жамбай, не пробурив ни одной скважины. Нехватка оборудования замедляла не только бурение поисковых скважин, но и оценку уже открытых запасов.

Однако после большого падения нефтяных цен в 2014 году, спрос на геологоразведочное бурение резко сократился, и СПБУ практически остался без работы. К тому же инвесторов спугнуло то, что несколько скважин, пробуренных на казахстанском шельфе, оказались сухими. Только в 2019 году КМГ договорилось с нефтяной компанией SOCAR (Азербайджан) об аренде установки для бурения поисковых скважин на проекте Shallow Water Absheron Peninsula (SWAP) в азербайджанском секторе Каспийского моря, оператором которого являлась British Petroleum Absheron Limited.

В том же году буровая была доставлена в Баку, где подверглась модификации, и ее грузоподъёмность увеличилась с 453 до 680 тонн.

В течение 2021-2022 годов Satti в рамках проекта SWAP пробурила три разведочных скважины, однако запасов углеводородов не было обнаружено. Оператор завершил программу разведочного бурения и в услугах СПБУ больше не нуждался. Осенью прошлого года было сообщено, что ее отбуксируют обратно из Азербайджана в Казахстан.

Одиночное плавание

Развитие морской инфраструктуры в Казахстане связано в основном с реализацией нефтегазовых проектов, в том числе после прихода иностранных инвесторов на Кашаган. Первым построенным специально для казахстанского проекта морским оборудованием стала погружная буровая баржа «Сункар». Ее выбрали специально для бурения скважин в условиях мелководья, где глубина воды не превышает 4 м. Нефтяники узнали, что такие баржи успешно используются в подобных местностях, в частности, Мексиканском заливе и Нигерии, откуда и привезли буровую баржу.

Чтобы использовать установку в Северо-Каспийском проекте, ее полностью разобрали, а при сборке перестроили, обновив на 75% специально под полупогружную баржу. Сначала ее модифицировали на верфи в Луизиане в США, а окончательно собрали на Астраханском морском судостроительном заводе в России. Затраты на модификацию установки, способной бурить скважины до глубины 9144 м, в общей сложности превысили $100 млн. Принадлежала она американской компании Parker Drilling.

В августе 1999 года «Сункар» начала бурение первой разведочной скважины «Восточный Кашаган-1», а летом 2000 благодаря ей было открыто месторождение Кашаган.

Позже с буровой баржей случилась неприятная история – в 2004 году ее арестовала казахстанская таможня за неуплату пошлин и оштрафовала собственника. В общей сложности компания должна была заплатить государству около $6 млн. Еще ранее Министерство финансов обвинило Parker Drilling в неуплате налогов. Компания долгое время судилась с властями, но ей пришлось все же заплатить назначенную сумму, после чего смогла получить баржу обратно. Она продолжила бурить на Кашагане.

Еще одной плавучей буровой установкой, собранной непосредственно в Казахстане, стала погружная буровая баржа Caspian Explorer. Она была построена консорциумом корейских компаний во главе с Korea National Oil Corporation (KNOC) для поисковых работ на структуре Жамбыл в Северном Каспии.

Различные модули, оборудование и материалы буровой были изготовлены за границей. Полностью собрали ее в Мангистауской области в 2012 году на верфи Ersai Caspian Contractor. Она также предназначена для работы на мелководье (от 2,5 до 5,5 м) с максимальной глубиной бурения скважин 6000 метров.

В 2013-2014 годах с ее помощью было пробурено две разведочных скважины на участке Жамбыл. Предполагалось, что баржа будет использоваться также и на других морских проектах на Каспии. Однако опять же с падением нефтяных цен и резким сокращением расходов нефтяников на разведку, Caspian Explorer не была сильно востребована.

В 2020 году стало известно, что буровая баржа, построенная за $170 млн, была продана, зарегистрированной в Великобритании компании Caspian Sunrise. Сделку оценили в $25 млн.

После открытия Кашагана наблюдался своего рода бум поисковых работ на Каспии. Необходимость строительства собственной самоподъемной плавучей буровой установки возникла в связи с растущим объемом работ в казахстанском секторе Каспийского моря и дефицитом мощностей на рынке. Морские операции приходилось проводить за счет привлечения буровых установок из России, Азербайджана и Туркменистана, объясняли тогда в КМГ. По задумке нацкомпании, строительство СПБУ и создание казахстанской морской буровой компании должны были способствовать формированию отечественной отрасли морских буровых услуг.

По сведению некоторых российских источников, прогнозные нефтегазовые ресурсы Каспия оцениваются в 18 млрд тонн условного топлива. При этом наибольшие ресурсы – 8 млрд тонн – расположены именно в казахстанском секторе. Предполагается, что в азербайджанской части сосредоточено 3,7 млрд тонн, туркменской – 2,2 млрд, российской – 2,1 млрд, в иранской – 1 млрд. Возможно, работа в Туркменистане станет началом большого путешествия Satti, во время которого она поможет открыть ряд крупных месторождений нефти и газа.

Источник: Petrocouncil

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: